English|Русский

Dev.by: Бизнес-инкубатор ПВТ назвал первых стартап-резидентов

Одна из главных интриг уходящего года, связанная с белорусским стартап-движением, наконец разрешилась. В интервью dev.by глава открытого недавно бизнес-инкубатора Парка высоких технологий озвучил первую семёрку его команд-резидентов. В неё вошли как малоизвестные проекты, так и звёзды местной стартап-сцены.



На этапе подачи заявок наблюдался лёгкий ажиотаж — желание попасть в бизнес-инкубатор ПВТ изъявило более 30 белорусских стартапов.

В финал вышло 13 бизнес-проектов, основатели которых 11 декабря выступили с трёхминутными питчами перед жюри из числа ярких фигур белорусской ИТ-индустрии. Среди экспертов были Олег Хусаенов, Петр Скоромный, Дмитрий Гурский, Матвей Тимошенко, Сергей Бруй, Алексей Мелешкевич, Александр Чекан, Андрей Яранцев.

«Отбор был очень серьёзный и объективный, потому что удалось подключить настоящих ИТ-гуру, которые сами создали ряд успешных стартапов, — рассказывает глава бизнес-инкубатора ПВТ Юрий Сударев. — К слову, в финале стартаперы очень сильно нервничали, даже руки тряслись, хотя до этого я видел их питчи на YouTube — никаких признаков волнения. Они потом объяснили: понимаете, когда мы увидели эту экспертную группу, то буквально обомлели».

В каком-то смысле это стало тестовым испытанием и для самого бизнес-инкубатора, который работает на данный момент чуть больше трёх месяцев. Четверо из семи будущих резидентов пришли в здешний коворкинг ещё в сентябре, с «сырой идеей и фактически без команды», однако за короткий отрезок времени сумели «прокачать» проект и в итоге обойти конкурентов в финале.

Программа бизнес-инкубатора ПВТ рассчитана на один год. На протяжении этого периода стартапам-участникам будут доступны все «инкубационные» опции: офис по льготной цене, экспертная поддержка со стороны компаний-резидентов Парка, менторство, помощь в привлечении инвестиций.

Среди новоиспечённых резидентов бизнес-инкубатора оказались как малоизвестные проекты, так и звёзды местной стартап-сцены.

Eventer.by

Основателем Eventer.by — онлайн-платформы для организаторов мероприятий, которая позволяет создавать события, публиковать информацию о них, продавать билеты и вести работу с посетителями — является известный ИТ-предприниматель Денис Кондратович. Он создал один из самых успешных социальных стартапов Беларуси — благотворительный аукцион встреч «Маесэнс», а затем год проработал в США.



Новый стартап вырос из «Маесэнс», поставленного на паузу. Буквально в начале осени стартапер собрал новую команду, слегка видоизменив бизнес-модель: продукт будет продаваться в разные страны как готовое решение. Уже есть предварительная договорённость о запуске в России, Великобритании и Франции. В новом году команда планирует наладить продажи в 10 стран мира.

Ради чего человек с приличным опытом общения с венчурными инвесторами из Кремниевой долины подал заявку в белорусский бизнес-акселератор?

«Ради атмосферы, которая начинает здесь зарождаться, — утверждает Кондратович. — У нас на глазах возникает очень интересное движение, формируется сгусток ИТ-компетенций, происходит всё больше событий. Плюс резиденты получают доступ к компетенциям очень крутых специалистов, достигших почти заоблачных высот».

Для сравнения он приводит собственный опыт работы в коворкинге в центре Сан-Франциско, где его команда арендовала рабочие места: «Здесь другой принцип — команда получает в аренду офис, а рядом есть коворкинг. В чём принципиальное отличие? Ты попадаешь в гущу событий, вокруг куча заряженных ребят, здоровых и свежих идей. Много людей, более компетентных в различных областях, чем ты. Здесь твоё развитие идёт намного быстрей».  

SplitMetrics



Максим Каменков (слева) и Евгений Невгень. Фото: Facebook.Максим Каменков (слева) и Евгений Невгень. Фото: Facebook.

Ещё один звёздный резидент — нашумевший стартап SplitMetrics, разработавший сервис для увеличения конверсии мобильных приложений. Этой весной он стал лучшим стартапом IE Venture Day, а в конце лета привлёк посевные инвестиции фонда Embria Ventures (по нашим данным, это сотни тысяч долларов при оценке в $3 миллиона) и сообщил о намерении открыть офис в США.

«Мы хотим быть ближе к белорусскому стартап-сообществу, общаться со специалистами, которых будет приглашать инкубатор, — объяснил в интервью dev.by один из основателей стартапа Евгений Невгень. — После выпуска из инкубатора планируем подаваться в ПВТ».

MeetnGreetMe

MeetnGreetMe — онлайн-платформа, позволяющая путешественникам найти персонального помощника из числа местного населения в любой стране мира и получить персональные консьерж-услуги.  



«Скажем, вы едете в Токио и никого там не знаете, — говорит основатель и СЕО платформы Елена Шкарубо. — Наш сервис помогает найти в незнакомом городе человека, который встретит и сопроводит, забронирует столики, сделает резюме по правилам бизнес-этикета в этой стране. В общем, сделает всё, чтобы вы чувствовали себя в новом городе в своей тарелке и достигли поставленных целей, сэкономив время и деньги».

Команда начала работу над проектом в 2014 году. За это время они заняли призовое место на глобальном предпринимательском саммите в Марокко, успешно выступили на крупной стартап-площадке в Остине, попали на Product Hunt и за два дня собрали около 300 upvotes. В данный момент сервис объединяет «митгритеров» из более чем 46 стран мира.

Бизнес-инкубатор ПВТ команда считает отличным способом расширить нетворкинг и обогатиться компетенциями других ИТ-бизнесменов, чтобы быстро «охватить неохватываемое».

iDiscount

Мобильное приложение iDiscount для малого бизнеса позволяет выпускать электронные дисконтные карты, используя только смартфон.

В финале основатель стартапа питчил первым, и «бодрое, свежее жюри» не отпускало его в течение получаса: «Задавали очень глубокие вопросы. Порой даже не хотелось раскрывать все секреты сторонней публике: в жюри ведь есть крутые компании, которые могут легко повторить проект», — смеётся он.



В ближайший год сервис намерен выйти на самоокупаемость, наладить сотрудничество с крупными белорусскими компаниями, а также попасть на рынки России и Украины. Если всё пройдёт гладко, можно будет сделать первые шаги в сторону американского рынка: «Там более понятливые пользователи, по нашим тестам: они вообще без техподдержки разбирались с продуктом. Возможно, с ними получится работать обычной прямой рекламой, даже не находясь там».

Команда приравнивает работу с бизнес-инкубатором к нахождению «на передовой» и надеется, что это хорошая подготовка к резидентству в Парке высоких технологий.

MetricsCat

Команда MetricsCat.com разрабатывает сервис аналитики мобильных приложений, позволяющий собирать публичную информацию из AppStore, Google Play и Windows Store.

За время своего существования проект побывал в инкубаторе в Финляндии и провёл три месяца в эстонском акселераторе, где получил первые посевные инвестиции, после чего вернулся в Беларусь развивать продукт.



«Может, прозвучит нескромно, но в целом мы были уверены, что пройдём, — рассказывает основатель проекта Евгений Пальчевский. — Мы видим, что наш продукт находится в тренде. У нас есть опыт сотрудничества с крупными иностранными компаниями. Думаю, мы можем заинтересовать локальные компании вроде Wargaming и Apalon».

Он называет инкубатор «полезной затеей»: крупные компании и государство смогут вложить свои ресурсы в формирование следующего поколения крупных компаний. Команда стартапа рассчитывает, что за каждым проектом будут закрепляться различные менторы из этих самых крупных компаний, потенциально заинтересованных в продуктах стартапов-резидентов.

«БИТ анимация»

ООО «БИТ анимация» разрабатывает мобильные приложения и игры, робототехнические системы, веб-сайты, системы отслеживания качества выпускаемой продукции на основе систем компьютерного зрения и программные продукты для системы «умный дом». Среди проектов: Arbot — создание игрового мира дополнительной реальности, ArCola  — высокотехнологические и передовые рекламные компании дополнительной реальности, ArPrice — распознавание QR-кодов и штрих-кодов с дополнительным функционалом.

ИП Артур Ворушило

ИП Артур Ворушило специализируется на создании объектов интеллектуальной собственности под самые популярные Smart TV платформы (Samsung, LG, Apple TV, Roku, Android TV и др.) в B2C и B2B2C сегментах.     

Бизнес-инкубатор ПВТ как стартап

Основная цель бизнес-инкубатора, по словам Юрия Сударева, в поддержке стартапов на всех стадиях развития «от идеи — к бизнесу».

Уже сформирован пул венчурных фондов, с которыми бизнес-инкубатор ПВТ намерен работать. Бизнес-ангелы из Кремниевой долины тоже задействованы: ведутся переговоры об инвестировании венчурных средств в один из стартапов-резидентов. Однако, убеждён глава бизнес-инкубатора, настоящую ценность для стартапа представляют не столько деньги, сколько так называемые smart money, умные инвестиции — знания, компетенции, связи.

Команды получат шанс двигаться вперёд в своём темпе, без плановых показателей, спущенных «сверху»: «Я не приверженец такого подхода, когда перед стартапом стоят чёткие показатели A, B или C к такому-то числу, а если они не выполнены — значит, его пора выгонять». Стартап, считает он, должен быть гибким и маневренным: неизвестно, с какими сюрпризами он столкнётся в период активного роста.



Да и сам бизнес-инкубатор ПВТ, по мнению его главы, скорей похож на стартап — это маленькая динамичная компания, которая будет развиваться вместе со своими подопечными.

«Моя команда — 4 человека, а не какой-нибудь раздутый штат, — говорит Юрий Сударев. — Тяжело ли нам работается? Знаете, когда у одного известного политического деятеля после четырёх лет на посту спросили, не тяжело ли ему, он ответил: мне очень интересно. Это как раз про нас».

Наталья Провалинская

Фото Андрей Давыдчик
E-mail*
Доп.информация
Что отправить?АнонсСтатью целиком
 





Подписка на рассылку

   

Connect with us

© 2004-2016 Парк высоких технологий.
Все права защищены.
220141 Беларусь, Минск, ул. Купревича, 1/1.
Тел.: +375.17.2686911